Вернуться к обычному виду

ОТ КИНОМЕХАНИКА ДО ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

05.02.2018
Карпов 1.jpg3 февраля исполняется 85 лет почётному гражданину города, отличнику народного просвещения Константину Сергеевичу Карпову. Он представитель учительской династии Карповых-Бутиных, общий педагогический стаж которых составляет 600 лет.

ИЗ СЕМЬИ УЧИТЕЛЕЙ

Константин Сергеевич с теплотой вспоминает родную школу №9 в городе Нерчинске Читинской области, в которой много лет преподавал математику его дед Константин Яковлевич Бутин, родоначальник педагогической династии Карповых-Бутиных. Деда арестовали по ложному доносу в 1937-м. Но его дело продолжили дети Елладий и Марионелла, работавшие в этой же школе. Марионелла Константиновна вышла замуж за преподавателя математики Сергея Владимировича Карпова.
Так что Косте на роду было написано стать учителем. Но дорога эта оказалась долгой и тернистой. Он был страстно влюблён в кино и все свои карманные деньги тратил на билеты на очередной сеанс. Киномеханик приметил смекалистого мальчонку и сделал его своим помощником, теперь Костя мог десятки раз пересматривать любимые картины. 
Что и говорить, в годы войны жизнь испытывает на крепость не только взрослых. Детям тоже приходилось непросто. Они много работали, недоедали. Отца и двух дядей Константина мобилизовали. Сергей Владимирович был офицером, трудился в ремпоезде – так назвался завод на колёсах по ремонту самолётов. Елладий Константинович участвовал в обороне Ленинграда, освобождал Кёнигсберг. А ещё один дядя, Николай Константинович, на полях сражений пал смертью храбрых.
В годы войны мальчик чаще видел маму на уроках, чем дома. Марионелла Константиновна была директором школы. Каждое утро она вставала в пять  утра, проверяла тетради и уходила на работу, возвращалась уже ночью. Чтобы ученики на занятиях не падали в голодные обмороки, организовала при школе большое подсобное хозяйство. Ребята сами заготавливали дрова, садили картофель и другие овощи, ухаживали за скотом.

ПО СТОПАМ РОДИТЕЛЕЙ


Когда закончилась война, Константину было двенадцать. Жизнь постепенно входила в своё русло. Отец и дядя Елладий вернулись домой и снова стали преподавать в школе. К этому времени Костя уже точно решил, что станет киномехаником. Парнем он рос характерным, задиристым. Как и многие его сверстники, рано стал считать себя самостоятельным. В должности помощника киномеханика ездил по близлежащим деревням, где в клубах и даже под открытым небом «крутил» для селян кино. Отец, хотя и был крутого нрава, к выбору сына отнёсся с уважением.
Срочную службу Константин Сергеевич проходил в Спасск-Дальнем, где был авиационным радистом, затем поступил в новосибирскую школу киномехаников, мечтал окончить Ленинградский институт кинематографии.
Вернувшись в Нерчинск, преподавал кинодело в родной школе, а вечером сам садился за парту, получал среднее образование.
Он всё чаще вспоминал запавшие в душу слова отца бывшего одноклассника: «У тебя все родные учителя. И ты учись»… С годами Константин Сергеевич пришёл к выводу, что хочет продолжить семейную династию и поступил на физико-математический факультет Читинского пединститута. 
На втором курсе его избрали командиром стройотряда, с которым он оказался в селе Ульяновка Шилкинского района, где и познакомился с молодой учительницей начальных классов Ольгой Ивановной. Стали переписываться, вскоре поженились и вот уже 57лет (!) живут в мире и согласии.
Ольга Ивановна переехала в Читу, работала в школе и заочно училась на географическом факультете пединститута. Константин Сергеевич продолжал учёбу на очном отделении, при этом заведовал кабинетом оптики в родном институте и преподавал черчение для заочников.
Карпов 2.jpg

ШЕЛЕХОВ СТАЛ СУДЬБОЮ

После окончания института молодые специалисты работали в Нерчинске вместе с родителями Константина Сергеевича и его дядей. Среди братьев и сестёр Карповых почти все стали педагогами. Первым в Шелехов приехал старший брат Владимир, он был назначен директором школы. 
В конце июля 1969 года в Шелехов перебрался и Константин Сергеевич вместе с женой. Город им очень понравился: чистый, ухоженный, красивая природа. Но главное - люди: доброжелательные, открытые.
Константин Сергеевич устроился преподавателем физики в школу №6. Вспоминает, что принимал активное участие в подготовке её открытия: убирал мусор, носил парты… Когда начался учебный год, за ним закрепили классное руководство над 9 «б». Ребята оказались очень дружными. Они с удовольствием посещали не только его уроки, но и дополнительные занятия по физике.
И по прошествии стольких лет Константин Сергеевич дружит со своими первыми выпускниками: повзрослевшие ученики не забывают пригласить любимого педагога на свадьбы, дни рождения, сами приходят в гости. Он уверен: людям, сколько бы им ни было лет, всегда нужна поддержка их классного руководителя. 
Педагогический стаж Константина Сергеевича составляет без малого полвека, из них большую часть он проработал директором. В разное время руководил шелеховскими школами № 6, 1 и 5. Он также работал директором русской школы в Эрдэнэте (Монголия), а в 1983-1984 годах руководил школой Улькана, что открывалась тогда на гремевшей на всю страну Байкало-Амурской магистрали.

НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, НО И ВОСПИТЫВАТЬ

Константин Сергеевич, когда-то долго и мучительно искавший свой жизненный путь, сегодня знает точно: он выбрал правильную дорогу в жизни. Профессия не из самых лёгких и денежных, но одна из лучших на Земле. От того, какие нравственные основы педагог сможет заложить в своих учениках, интерес к каким наукам разжечь, во многом зависит их судьба, судьба города, да и всей страны. Любовь к профессии Константин Сергеевич сумел передать дочерям, которые тоже стали педагогами.
Среди его воспитанников немало учителей, учёных, есть даже ректор одного из хабаровских университетов. Так, Владимир Литвиненко стал физиком-ядерщиком, он переехал в Америку; Александр Путилов – тоже физик, живёт в Екатеринбурге.
Но какую бы профессию не выбрали его воспитанники: научного сотрудника, электролизника или медицинской сестры, главное, чтобы они стали хорошими людьми, нашли своё место в жизни. 
Константин Сергеевич искренне не понимает поветрия последних лет, когда педагоги лишь «оказывают образовательные услуги», воспитание же не входит в их компетенцию. Разве можно так узко понимать свою профессию? И зачем тогда выбирать её делом всей жизни? Но настоящие учителя и сегодня не забывают о своём призвании.

ДЛЯ ГОРОДА, ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Он знает: детям нужно не только преподавать школьные дисциплины, но и прививать им чувство коллективизма, приучать к труду. И здесь опыт по самоуправлению школ, накопленный в прошлые годы, не должен быть забыт. Так, в 70-80-е годы у каждой из школ города была своя теплица. В школе №5, которой руководил Константин Сергеевич, ребята выращивали рассаду, её с удовольствием раскупали шелеховские дачники. Благодаря поддержке директора ИркАЗа Игоря Гринберга успешно работал цех по изготовлению тары. Заработанные средства поступали на особый счёт, которым распоряжались совет школьного самоуправления и родительский комитет. На них закупали мцзыкальную аппаратуру, снаряжение для турслётов и многое другое.
Сегодня Константин Сергеевич на заслуженном отдыхе, но продолжает многое делать на благо нашего города. Вместе с женой Ольгой Ивановной создал одну из самых активных общественных организаций – «Забайкальское землячество», которое принимает участие практически во всех культурных и общественных мероприятиях. Благодаря им в городе появился сквер забайкальцев, завоевал любовь шелеховцев ансамбль «Забайкальские зори». 
Константин Сергеевич избирался председателем районного света ветеранов, а теперь, уже третий год подряд, проводит кинолектории в кинотеатре «Юность», рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны. За каждой из этих встреч - кропотливый труд их организатора. Константин Сергеевич вкладывает в них душу, не жалея ни времени, ни сил, потому что уверен: те судьбоносные для страны события и люди, завоевавшие Великую Победу, не должны быть забыты.


Ольга СОКОЛКИНА





Дата создания: 05.02.2018 11:26:24

Дата изменения: 05.02.2018 11:33:58

Возврат к списку